kipishansky: (Default)
[personal profile] kipishansky
 Дааа, далеко Алле Борисовне не только до Марлен Дитрих. На Марику Рёкк она тоже не тянет

ШПИОНКА ПОКРУЧЕ МАТЫ ХАРИ
Ну что, ребята, словесная драчка по поводу Булгакова закончилась. Зато подоспела новая тема – Пугачева. Уже просмотрел целую вереницу постов и блогов. Автор одного из них написал, что Пугачева могла стать Марлен Дитрих, но стала Марикой Рёкк. Намек как бы понятен: звезда немецкого кино и эстрады Марлен Дитрих оказалась убежденной антифашисткой и, образно говоря, плюнув в морду благоволившим к ней поначалу главарям нацитов, уехала в США. И выступала там и в Европе перед солдатами армий союзников.
А вот Марика Рёкк в годы правления Гитлера охотно снималась в немецком кино. Правда, исключительно в развлекательных фильмах.
Казалось бы, противопоставление антифашистки Марлен Дитрих и разудалой аполитичной шансонетки Марики Рёкк вполне уместно. Но дело в том, что…
В 1994 году вышла в свет книга мемуаров Павла Судоплатова. Он был одной из самых примечательных фигур в советской внешней разведке. Так вот в упомянутых мемуарах, рассказывая о деятельности разведки во время Второй мировой войны, генерал Судоплатов похвастался, что им удалось завербовать в агенты двух популярнейших в Германии актрис – Марику Рёкк и Ольгу Чехову. Эти сведения вызвали большой ажиотаж у читателей, но очень не понравились руководству Главного разведывательного управления Генштаба Советской Армии – ведь гэбэшники и грушники остро конкурировали между собой еще со времен гражданской войны и всегда очень ревниво относились к успехам друг друга.
А тут – такое! Что именно «такое»? А то, что товарищ Судоплатов ввел общественность в заблуждение. На самом деле обе кинозвезды работали на ГРУ (хотя факт этот до сих пор стопроцентно не подтвержден) и входили в разведывательную группу «Крона». Правда, сами актрисы после войны утверждали, что ни с советской, ни с немецкой разведкой они никогда не сотрудничали. Но ведь и сам создатель «Кроны», резидент Ян Черняк, в анкетах никогда не упоминал о своей судьбе разведчика. И давайте поговорим о том, что аргументы в пользу версии о сотрудничестве кинозвезды рейха с советской разведкой, все же имеются.
…Марика была талантлива. Уже в одиннадцать лет она с успехом танцевала в знаменитом парижском варьете «Мулен Руж», в двенадцать – блистала на Бродвее, а вскоре стала любимицей Будапешта. И неудивительно: здесь артистку считали своей, ведь по национальности она была мадьяркой, хотя родилась в Каире. Упоминаю об этом, потому что хоть венгры, согласно бредовым расистским теориям нацистов, и не входили в число «истинных арийцев», Марике Рёкк несмотря на это удалось стать, как я уже говорил, главной секс-бомбой немецкого кино. Ее популярность была огромна, а пиком успеха стала главная роль в фильме «Женщина моих грез» – именно такое название имела кинолента, в советском прокате известная как «Девушка моей мечты».
Однако рассказ о большой артистической карьере Рёкк может быть слишком долгим, а у этих заметок совсем иная тема, поэтому перехожу к другой ипостаси очаровательной Марики.
Вот что писал в своей книге «Мой отец – Лаврентий Берия» Серго Гегечкори: «Работала на Советский Союз и другая известная актриса, венгерка по национальности, Марика Рёкк. Если Ольга Чехова была человеком, близким к семье Гитлера, то Марика Рёкк была своим человеком в доме Геббельса, рейхсминистра пропаганды. Магда Геббельс была в быту довольно суровой женщиной, но знаменитой актрисе симпатизировала. С такой же симпатией относился к подруге жены и сам Геббельс. Впрочем, Марика не была особым исключением — рейхсминистр вообще увлекался женщинами. Но как бы там ни было, Марика Рёкк имела доступ, без преувеличения, к ценнейшей разведывательной информации, которая и шла по линии советской стратегической разведки в Москву. Когда наши части вошли в Германию, она перебралась в Австрию, где ей помогли создать кинофирму. Позднее, насколько знаю, Марика Рёкк уехала в Венгрию».
Обратим здесь внимание на то, что Серго, человек серьезный и талантливый конструктор, пишет о работе Рёкк на советскую разведку не предположительно, а утвердительно – он абсолютно не сомневается в этой информации. Не сомневается, очевидно, потому, что получил ее скорее всего от самого Лаврентия Павловича, а уж тот был, что называется, весьма в курсе дел советской разведки.
В своей автобиографической книге «Сердце с перцем» Марика Рёкк писала, что ни с немецкой, ни с советской разведкой никогда не сотрудничала. Однако тот факт, что в отличие от Лени Рифеншталь и некоторых других кинодеятелей рейха у нее не было никаких осложнений с советскими властями, говорит о многом.
Мой давний приятель, профессор математики Георгий Финин, как-то поведал мне интересный факт. Его отец Семен Павлович был артистом Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки. В годы войны он служил рядовым пехоты, но после тяжелой контузии в боях под Сталинградом был направлен во фронтовую артистическую бригаду. В конце мая сорок пятого в Праге Семен участвовал в концерте, гвоздем которого было выступление Марики Рёкк. Зал был переполнен, в креслах первого ряда разместился генералитет. Марика выступала с блеском. Но как заметил находившийся за кулисами Семен, единственное, что ее раздражало – конферансье коверкал фамилию, называя артистку Рок. Улучив момент, Семен Финин подошел к конферансье и попытался объяснить тому его ошибку. Услышав это, стоявшая неподалеку Марика на немецком, который Финин немного знал, попросила его вести концерт. Желание звезды – закон. Семен начал объявлять номера, как тогда было принято. Зал восторженно принимал выступления Марики, иногда даже слишком. Вскоре в зале началось и вовсе нечто невообразимое – генералы были явно подшофе, и ближе к завершению концерта, войдя в раж, повскакивали с мест, ломая кресла. Как говорится, хорошо, что на сцену никто не полез.
Марику, вращавшуюся в компании высших нацистских бонз, советские войска не обижали – значит знали «там где надо» о ней что-то важное и секретное. Иначе было бы по-другому, совсем по-другому. А она, если действительно была шпионкой, несомненно, заткнула за пояс Мату Хари…
Что же касается Пугачевой, то как для звезды российского шоу-бизнеса она сделала громкое заявление. Да вот только об Украине в нем не было ни слова. И сравнивать ее ни с Марлен Дитрих, ни с Марикой Рёкк я бы не стал.